В своей работе я использую методы куклотерапии.
Куклы - это удивительное и загадочное творение человека.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Скорее всего, именно на этом основывается такой метод терапии, как куклотерапия (лечение с помощью кукол), который является одним из наиболее часто используемых методов в работе с детьми.
Куклотерапия позволяет помочь ребенку с разнообразными психологическими затруднениями. Особенно эффективно в работе со страхами у детей. Любимая кукла важна и очень многое значит для ребенка, а потому ее использование может существенно помочь ребенку справиться со страхом (например, можно убедить ребенка, что он храбрый и должен защищать куклу, которая на самом деле боится).
Кукла – это образ человека в «миниатюре»,существующий с первобытных времен, отсюда становится возможным принять куклу как носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного, которое структурирует понимание мира, себя и других людей. Л.Войцехович
Любимую куклу ребенка можно использовать в небольшом спектакле, сценарий которого напрямую связан с проблемой ребенка и завершается хорошо. Таким образом, через куклу можно научить ребенка поступать иначе, дать ему выход из его затруднительной ситуации. Куклы очень понятны детям, с помощью кукол дети могут сказать то, что не смогли бы сказать словами.
Куклотерапия - метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театральных приёмов (этюдов, игр, упражнений, специально заданных ситуаций с помощью персонажей кукольного театра) для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.
Точно также, с помощью кукольной игры, взрослый может донести до ребенка то, что ребенок не поймет словами.
В чем же помогает куклотерапия?
1. Психодиагностика. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами».
2. Умение управлять эмоциями. Здесь возможно применение любых театральных кукол.
3. Самовыражение. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами - героями сказок - становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Решение этой задачи возможно с любым видом кукол.
5. Развитие коммуникативных навыков. Используются марионетки, пальчиковые, мимирующие, петрушечные куклы.
6.Развитие самосознания.
7. Развитие грубой и мелкой моторики. Используются пальчиковые куклы и куклы-марионетки)
8.Разрешение внутренних конфликтов. Используется тряпичная кукла.
9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения - с игрушкой легче разговаривать. Куклами сейчас лечат заикание.
10.Коррекция отношений в семье. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.
11.Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
12.Профилактика и коррекция страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.
13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.
14.Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней.
Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
· Неврозы.
· Повышенная тревожность, страхи.
· Низкая самооценка.
· Трудности взаимоотношений с окружающими.
· Депрессии.
· Стрессовые ситуаци.
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри - и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заиканием, нарушениями поведения и т.п.
Выделяют следующие функции куклотерапии:
· Коммуникативная - формирование эмоционального контакта детей и взрослых в коллективе.
· Релаксационная - снятие эмоционального перенапряжения.
· Воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
· Развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики.
· Обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.
Что дает занятия куклотерапией
1. Психодиагностику. Создавая и/или играя с куклами, как ребенок, так и взрослый могут более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в их жизни, что они чувствуют, как они и к ним относятся окружающие.
2. Умение управлять эмоциями.
3. Самовыражение.
4. Приобретение важных социальных навыков. Игра с куклами, постановка кукольной пьесы - своеобразная школа социальных отношений.
5. Развитие коммуникативных навыков.
6. Развитие самосознания.
7. Развитие грубой и мелкой моторики.
8. Разрешение внутренних конфликтов.
9. Развитие речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения — с игрушкой легче разговаривать. С помощью куклотерапии возможно лечить заикание.
10. Коррекция отношений в семье.
11. Становление психосексуальной идентичности мальчиков и девочек.
12. Профилактика и коррекция страхов.
13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.
14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
С помощью кукол детский психолог корректирует:
· Заикание
· Неразвитую речь
· Уровень тревожности (до полного её снижения)
· Агрессивность
· Психологические травмы
· Неусидчивость
· Невнимательность
· Повышенную застенчивость
· Демонстративность
· Страхи
· Нервные тики
· Энурез
· Аутизм (в лёгкой форме)
· Нарушенную адаптацию (в детском саду, школе …).
Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.
Куклотерапия используется также в работе с потенциально здоровой личностью. Позитивные эффекты применения куклотерапии:
· Развивается чувство внутреннего контроля.
· Стимулируется развитие сенсомоторных навыков.
· Активнее развиваются функции правого полушария головного мозга, которое отвечает за интуицию и невербальные (неречевые) способы общения .
· Психологическая помощь младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении (облегчается процесс общения со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми.)
· Создание положительного эмоционального настроя, переносящего в семейную ситуацию.
· Создаются условия для выражения различных негативных чувств и эмоций (гнев, ненависть, злость и т.п.) в социально приемлемой форме.
· Позволяет строить отношения, базирующиеся на любви и взаимной привязанности, если таковые отсутствуют в семье.
· Корректирует различные отклонения личностного развития, используя здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции.
· Снижает связанные с обучением негативные эмоциональные состояния.
· Развивает воображение, эстетику.
Таким образом, куклотерапия:
· Помогает познать себя, свой внутренний мир.
· Помогает гармонизировать внутренний мир личности с внешними достижениями.
· Просто расслабиться и сделать себе подарок.
Куклы-марионетки

Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы). Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.
Пальчиковые куклы
Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.
Теневые куклы
Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.
Веревочные куклы
Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Плоскостные куклы
Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Перчаточные куклы
Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.
Объемные куклы
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Большую роль в куклотерапии могут играть родители и воспитатели. Они могут оказывать посильную помощь ребенку в изготовлении куклы, через куклу могут помочь оценить его действия, найти способ решения в затруднительной ситуации. Созданный дома кукольный театр может стать экологичным средством для развития социальной уверенности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий